Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Действие закона семиотического ослабления в иероглифической и гадательной системах Древнего Китая

https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-587-596

Аннотация

Рассмотрены мантические практики Древнего Китая через призму закона семиотического ослабления. Проблема данного исследования заключается в невозможности изучения эволюции иероглифических знаков в отрыве от гадательных практик. Базовые категории, формирующие мировосприятие носителей китайского языка, зародились именно в сфере мантических практик и получили свое оформление в иероглифической записи. Следовательно, изучение взаимосвязи иероглифической и мантической систем позволяет раскрыть особенности развития мысли носителей китайского языка, а именно то, как гадательные практики развились до философской мысли, оформленной в древнем каноническом тексте «Книги перемен». Цель – установить взаимосвязь мантических практик и иероглифических знаков в процессе исторического развития. Актуальность исследования обусловлена всевозрастающим интересом к изучению особенностей лингвокультурных кодов, их формированию и интерпретации. Понимание природы знаков, лежащих в основе каждой культуры, позволит устранить различные проблемы и возможные конфликты, возникающие в ходе межкультурного общения, а также приблизит нас к пониманию устройства человеческого сознания. Данное исследование опирается на труды таких исследователей, как Ч. С. Пирс, Ч. У. Моррис, С. Г. Проскурин, В. П. Васильев, Л. С. Выготский, Ю. К. Щуцкий, D. N. Keightley и др. Материалом исследования послужили иероглифические единицы, связанные с практиками гаданий. Использованы методы графемного и этимологического анализа, методы описания и сопоставления. Новизна исследования заключается в том, что изучению китайской культуры с позиции семиотики посвящено относительно небольшое количество публикаций, в сравнении с исследованиями в области индоевропейской семиотики. Полученные результаты позволяют заключить, что гадательная система обладает троичной структурой и проходит три этапа ослабления – тождество, подобие и условность. Основные звенья процесса, которые образуют троичную структуру: получение трещин (первичность), интерпретация (вторичность) и запись результатов (третичность). Иероглифическая система является отражением трансформаций, происходящих в гадательной практике, практика гадания постепенно трансформируется в философскую традицию трактования специальных знаков – триграмм и гекса грамм. Рассмотрение взаимосвязи иероглифической и мантической систем позволяет описать развитие примитивного сознания до философской мысли.

Об авторе

Дарья Сергеевна Лебедева
Новосибирский государственный технический университет ; Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Россия

Новосибирск


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи.



Список литературы

1. Агеев Н. Ю. Сакральность китайских иероглифов. Сакральное на традиционном Востоке, отв. ред. А. Л. Рябинин. М.: ИВ РАН, 2017. С. 370–375.

2. Акбембетова А. Е., Мушаева В. И. Лингвокультурное взаимодействие разносистемных языков. Вестник Калмыцкого университета. 2021. № 2. С. 22–28. https://www.elibrary.ru/cosger

3. Васильев В. П. Анализ китайских иероглифов. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1898. Ч. 1. 159 c.

4. Виногродский Б. Б. Универсальный способ мышления. Введение в «Книгу Перемен». М.: Эксмо, 2014. 224 с.

5. Войтишек Е. Э., Яо Сун, Горшкова А. В. Гадательные ритуалы с использованием благовоний в современной китайской религиозной практике. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2020. Т. 19. № 4. С. 25–50. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2020-19-4-25-50

6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2023. 336 с.

7. Гао М. О насечках на керамике и об истоках китайской иероглифической письменности. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXII: Языкознание в Китае, ред. М. В. Софронов. М.: Прогресс, 1989. С. 299–333.

8. Готлиб О. М. Основы грамматологии китайской письменности. 2-е изд., перераб. М.: ВКН, 2020. 314 с.

9. Греймас А. Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка. Семиотика, отв. ред. Ю. С. Степанов. М.: Радуга, 1983. С. 483–550.

10. Еремеев Е. В. Символы и числа «Книги перемен». 2-е изд., испр. и доп. М.: Ладомир, 2005. 598 с. https://www.elibrary.ru/qtpfyf

11. Зинин C. В. Мантические ритуалы бу и ши в эпоху Чунь цю (VIII–V вв. до н. э). Этика и ритуал в традиционном Китае, отв. ред. Л. С. Васильев. М.: Наука, 1988. С. 155–172.

12. Кожин П. М. Древняя теория и практика гаданий в Китае. Китайская классическая «Книга Перемен» и современная наука, ред. П. М. Кожин. М.: Луч, 2003. С. 19–28.

13. Комкова А. С. Феномен семиотического ослабления в англосаксонской лингвокультуре VII–XI вв. Новосибирск: НГУ, 2017. 170 с. https://www.elibrary.ru/ytlqlk

14. Крюков В. М. Ритуальная коммуникация в Древнем Китае. 2-е изд., доп. М.: Памятники ист. мысли, 2012. 399 с.

15. Лебедева Д. С. Семиотическое ослабление сильного иероглифического знака «солнце» в китайском языке. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. № 10. С. 3280–3286. https://doi.org/10.30853/phil20230509

16. Моррис Ч. У. Основания теории знаков. Семиотика, отв. ред. Ю. С. Степанов. М.: Радуга, 1983. С. 37–89.

17. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000. 411 с.

18. Проскурин С. Г. Семиотика. Язык, культура, право. 2-е изд., стер. СПб.: Лань, 2024. 252 с. https://www.elibrary.ru/kjjnfs

19. Софронов М. В. Китайский язык и китайская письменность. М.: АСТ, 2007. 640 с. https://www.elibrary.ru/qthjqh

20. Центнер А. С., Хоцкина О. В., Ивлева М. А., Клейман Б. М., Проскурина А. В. Культурные трансферы: проблемы кодов. Новосибирск: НГУ, 2015. 224 с. https://elibrary.ru/ueqzyz

21. Щуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен». М.: Наука, 1993. 629 с.

22. Feng L. Research on the formation of Chinese characters. Journal of Neuro Spine, 2023, 1(1). http://dx.doi.org/10.21203/rs.3.rs-83895/v1

23. Jin X. New interpretation of Western semiotics from the perspective of symbolic concepts in Zhouyi. Language and Semiotic Studies, 2021, 7(1): 57–78. https://doi.org/10.1515/lass-2021-070103

24. Keightley D. N. Sources of Shang history: The oracle-bone inscriptions of Bronze Age China. Berkeley: University of California Press, 1978, 281.

25. 国际汉语教师汉字教学手册. 王秀荣编者. 北京: 高等教育出版社, 2017. 512 页.


Рецензия

Для цитирования:


Лебедева Д.С. Действие закона семиотического ослабления в иероглифической и гадательной системах Древнего Китая. СибСкрипт. 2024;26(4):587-596. https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-587-596

For citation:


Lebedeva D.S. Semiotic Weakening Law in Ancient Chinese Writing System and Divinations. SibScript. 2024;26(4):587-596. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2024-26-4-587-596

Просмотров: 96


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)