Психолого-педагогические аспекты полифункциональности профессиональной деятельности современного преподавателя
https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-677-686
Аннотация
Представлены материалы экспериментального психолого-педагогического исследования необходимости и возможностей профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных организаций к реализации трансформирующихся функций педагогической деятельности. Цель – проанализировать психолого-педагогические аспекты полифункциональности профессиональной деятельности современного педагога. Задачи: выявить представления педагогов о многообразии профессионального функцио нала; определить приоритеты и затруднения в его реализации; экспериментально проверить технологические приемы, обеспечивающие продуктивность преподавательской деятельности. Методы: изучение, анализ и систематизация теоретических сведений и эмпирических данных, оценка продуктов деятельности обучающихся, психолого- педагогический эксперимент. Результаты показали, что именно субъект-субъектная парадигма, деятельностная основа, интерактивный режим, инновационный подход, имитационный характер совместной организации преподавателями (будущими, начинающими, практикующими) учебных занятий способствовали расширению их функционально-ролевого репертуара. Сделан вывод, что поступательное, последовательное, постоянное развитие педагогом своих индивидуальных способностей, социально- психологических качеств, профессионализма и компетентности способствует реализации его личностного потенциала и функционально- ролевого репертуара.
Об авторе
Маргарита Ивановна ГубановаРоссия
Кемерово, Scopus Author ID: 57216484712
Конфликт интересов:
Автор заявил об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи
Список литературы
1. Атнагулов А. И., Павленко В. А., Маннанов М. М. О замещении некоторых функций преподавателя технологиями в системе современного образования. Символ науки. 2015. № 9-2. С. 144–146. https://elibrary.ru/ujzzdr
2. Бабкина Т. С. Воспитательная функция преподавателя в современном процессе обучения студентов творческих учебных заведений. Современные тенденции развития социальноэкономических систем: Междунар. науч.практ. конф. (Волгоград, 27 октября 2017 г.) Волгоград: Сфера, 2018. С. 272–275. https://elibrary.ru/ymylkp
3. Базарнова Н. Д., Беляева Т. К. Менторинг, коучинг и тьюторинг как инновационные формы педагогического наставничества. Научнометодическое обеспечение оценки качества образования. 2021. № 1. С. 123–126. https://elibrary.ru/hfddif
4. Башмакова Е. И. Трансформирование функций преподавателя высшей школы в период пандемии. IV Моисеевские чтения: Общерос. (национ.) науч. конф. (Москва, 15–16 апреля 2021 г.) М.: МосГУ, 2021. С. 173–179. https://elibrary.ru/mofflb
5. Бурлакова Н. В. Изменение функции и роли преподавателя в условиях использования новых образовательных технологий. Инновации в образовании. 2006. № 3. С. 33–36. https://elibrary.ru/htyljj
6. Волкова Л. В. Преподаватель вуза перед лицом реформ – расширение функций и совершенствование методов. Сборник научных трудов SWorld. 2011. Т. 22. № 1. С. 67–75. https://elibrary.ru/nldoem
7. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. 3-е изд., перераб. М.: МПСИ; Флинта, 2006. 336 с. https://elibrary.ru/qvhbqn
8. Есешкин К. И. Ролевые позиции преподавателя в неформальном образовании и функции их педагогической деятельности. URL: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2022-03/rolevye-pozicii-prepodavatelya-v-neformalnom-obrazovanii-i-funkcii-ikh-pedagogicheskoydeyatelnosti.pdf (accessed 20 Aug 2023). https://elibrary.ru/oioelv
9. Жаворонко Е. Н., Ниязова А. А. Особенности функционально-ролевого репертуара современного педагога. Север и молодежь: здоровье, образование, карьера: I Междунар. науч.-практ. конф. (Ханты-Мансийск, 28–29 ноября 2019 г.) Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. С. 382–385. https://elibrary.ru/esdley
10. Жаворонко Е. Н., Ниязова А. А. Формирование функциональных ролей будущего педагога в цифровой образовательной среде. Концепт. 2022. № 4. С. 79–94. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11025
11. Зайченко Е. Ю. Статус и функции преподавателя вуза в восприятии студентов. Молодежь ХХI века: шаг в будущее: ХХI регион. науч.-практ. конф. (Благовещенск, 20 мая 2020 г.) Благовещенск: Дальневосточный ГАУ, 2020. Т. 2. С. 28–29. (In Russ.) https://elibrary.ru/ltnjsr
12. Зеер Э. Ф., Резер Т. М., Сыманюк Н. В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопре деленности: постановка проблемы. Образование и наука. 2023. Т. 25. № 5. С. 12–48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-12-48
13. Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 102–104. https://elibrary.ru/yyjkjf
14. Иголкина Т. Н., Безуглова Ю. В. Роль и функции преподавателя высшей школы. Актуальные проблемы инновационного развития экономики: Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 8–10 апреля 2014 г.) Белгород: БУКЭП, 2014. С. 127–131. https://elibrary.ru/tlwnkj
15. Карпенко О. М. Роль и функции преподавателя образовательной организации высшего образования в условиях цифровизации образования. Человеческий капитал. 2020. № S4. С. 18–23. https://elibrary.ru/lnzyef
16. Кащук С. М., Щелест Л. Ю. Новые функции учителя / преподавателя в условиях информатизации современного языкового образования. Информационнокоммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5–6 июня 2014 г.) М.: ИД КДУ, 2014. С. 425–433. https://elibrary.ru/tolptb
17. Клец Т. И. Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении. Труды Псковского политехнического института. 2008. № 11. С. 52–54. https://elibrary.ru/uzdyur
18. Краснова Т. И. Функция компетенции управления коммуникацией в онлайн в контексте цифрового профиля преподавателя высшей школы. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2021. № 21-3. С. 236–242. https://elibrary.ru/grgjev
19. Кузьмина Н. В., Жаринова Е. Н. Методы исследования образовательных систем. СПб.: ЦСИ, 2018. 162 с. https://elibrary.ru/ynpcuh
20. Ларина Т. В. Интегративный педагогический контроль: функции преподавателя. Культурная жизнь Юга России. 2011. № 5. С. 39–41. https://elibrary.ru/ormvol
21. Ларионова М. А. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования. Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 29–32https://www.elibrary.ru/ijjnzz
22. Макарова Л. Н., Копытова Н. Е. Аспирант как будущий преподаватель вуза: трансформация функций профессиональной деятельности. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2013. № 1. С. 18–27. https://elibrary.ru/qyoxfr
23. Медведев В. П., Татур Ю. Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход. Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46–56. https://elibrary.ru/ijjnmx
24. Муковозов С., Фокин Н. И. Подготовка преподавателя вуза как инновационная функция университета. Вестник непрерывного образования. 2015. № 3. С. 29–38. https://elibrary.ru/vdlogt
25. Одинокая М. А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 215–219. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0054
26. Осмаева Э. И. Фасилитативная функция преподавателя в повышении продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6. С. 121–123. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-121-123
27. Отрадных О. В. Менторинг как вид наставничества и его роль в эффективном развитии образовательной организации. Стратегия развития образования для будущего России: Междунар. науч.-практ. конф. (Владимир, 16–17 марта 2023 г.) Владимир: ВИРО им. Л. И. Новиковой, 2023. С. 591–596. https://elibrary.ru/gixbkx
28. Поляков С. А. Роль и функции современного преподавателя. Молодой ученый. 2021. № 28. С. 45–47. https://elibrary.ru/cudddf
29. Ратова И. В. Новые роли и функции деятельности преподавателя дополнительного профессионального образования в контексте компетентностного подхода. Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 1. С. 33–37. https://elibrary.ru/sglkef
30. Рубцова Т. П. Мониторинг: функция и инструмент деятельности преподавателя вуза. Образование в современном мире: стратегические инициативы: Всерос. науч.-метод. конф. с Междунар. уч. (Самара, 14 апреля 2017 г.) Самара: Самарский ун-т, 2017. С. 509–515. https://elibrary.ru/zsdpif
31. Савичева И. А., Терехова С. А. Роли и функции преподавателя в условиях обучения онлайн. ЦИТИСЭ. 2023. № 2. С. 539–550. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.47
32. Санько А. М. Функции преподавателей вузов в современных условиях. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 1. С. 57–62. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-1-57-62
33. Фахрутдинова Р. А., Васильева И. Д. Основные функции преподавателя в интерактивных технологиях обучения. Проблемы развития современной науки: I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 апреля 2016 г.) Пермь: ИП Сигитов Т. М., 2016. С. 223–224. https://elibrary.ru/vxrcyr
34. Фролова С. В., Базарнова Н. Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 213–216. https://elibrary.ru/yrxxwx
35. Хомерики О. Г. Информационная поддержка инновационных процессов в образовании: прошлое, настоящее, будущее. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. № 7. С. 59–65. https://elibrary.ru/padvtb
36. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Кауная: Швиеса, 1989. 271 с.
Рецензия
Для цитирования:
Губанова М.И. Психолого-педагогические аспекты полифункциональности профессиональной деятельности современного преподавателя. СибСкрипт. 2023;25(5):677-686. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-677-686
For citation:
Gubanova M.I. Psychology and Pedagogy of Polyfunctional Professional Activity of Teaching Staff. SibScript. 2023;25(5):677-686. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-677-686